В дзене этот парадокс иллюстрируется указанием
на ряд однотипных проблем: палец не может указать на самого себя, язык
не может почувствовать свой вкус, глаз не способен увидеть себя, а нож
не способен себя порезать. Речь о том, что попытка найти самого себя,
свое конечное истинное «Я» заведомо обречена на провал. Все, что
оказывается в поле зрения не может быть тем «Я», которое смотрит, — «Я»
ни при каких условиях не может увидеть само себя, а все, что оно видит,
это точно не «Я».
На поверхностном
концептуальном уровне понять это не сложно. Но самое интересное
происходит, когда это противоречие осознается и находит свое единственно
возможное разрешение на уровне непосредственного переживания. При
благоприятных обстоятельствах, это выбивает человека из дуального
восприятия, и он обнаруживает единство наблюдателя и наблюдаемого. То
есть, человек утрачивает чувство своей отдельности и некоторое время
наблюдает «мир без границ» — перестает быть отдельным «собой»
и становится «всем».
Комментариев нет:
Отправить комментарий