среда, 24 сентября 2014 г.

сатов...я...дзен

В дзене этот парадокс иллюстрируется указанием на ряд однотипных проблем: палец не может указать на самого себя, язык не может почувствовать свой вкус, глаз не способен увидеть себя, а нож не способен себя порезать. Речь о том, что попытка найти самого себя, свое конечное истинное «Я» заведомо обречена на провал. Все, что оказывается в поле зрения не может быть тем «Я», которое смотрит, — «Я» ни при каких условиях не может увидеть само себя, а все, что оно видит, это точно не «Я».
На поверхностном концептуальном уровне понять это не сложно. Но самое интересное происходит, когда это противоречие осознается и находит свое единственно возможное разрешение на уровне непосредственного переживания. При благоприятных обстоятельствах, это выбивает человека из дуального восприятия, и он обнаруживает единство наблюдателя и наблюдаемого. То есть, человек утрачивает чувство своей отдельности и некоторое время наблюдает «мир без границ» — перестает быть отдельным «собой» и становится «всем».

Комментариев нет:

Отправить комментарий