воскресенье, 12 октября 2014 г.

самооценка нина р

Слово "самооценка" означает, что человек оценивает сам себя.

До подросткового возраста самооценка ребенка формируется средой: как оценивают его окружающие (преимущественно родители и другие значимые взрослые, например, учителя, а так же ровесники). Метафору имбирного печенья по этому поводу привел покойный Тодд Берли: среда - это тесто, которое осталось после того, как вы вырезали человечка. То есть, его границы формируются снаружи. Так происходит у ребенка. У взрослого границы формируются изнутри.

С подросткового возраста (лет с 10) ребенок начинает сам набирать способность оценивать себя - кто я? Какой я? Сравнивая, анализируя, опираясь на результаты своих действий. И постепенно формирует сам себя - человека, который формирует свои границы изнутри, осознавая сам для себя, кто он, и все меньше и меньше опираясь на оценки окружающих. Он сам знает, что он делает и как он делает. В подростковом возрасте это проявляется как бунт: он уже чувствует в себе силы оценивать себя сам и протестует против чужих оценок, которые сбивают его собственное мнение, только формирующееся.

Многие люди застревают в подростковом возрасте, так как продолжают опираться на оценки других. Их можно узнать по бунту - идите нафиг, я знаю, какой я.
Взрослая самооценка отличается тем, что не вызывает острой эмоциональной реакции, поскольку она устойчива, и ни какие чужие мнения не могут ее сбить, поскольку она опирается на опыт и реальные действия, а не на слова. Чужие мнения на этот счет, расходящиеся с тем, как оценивает себя сам человек, могут вызвать удивление или смех, но не болезненную реакцию.

Если вы взрослый человек, но замечаете, что чужие мнения ранят вас, то в работе с психологом вы сможете разобраться с тем, где вы сильны, а где действительно важно развивать себя, и это правда, а так же - присвоить опыт своих достижений, свои достоинства и таланты, наполниться ими, и, таким образом, сформировать себя изнутри.

Комментариев нет:

Отправить комментарий