пятница, 28 ноября 2014 г.

кни музыка мозга клавиша тело




75
Глава 3. Клавиша «Тело»
Наращиваем исполнительское
мастерство
Жизнь музыке дает человеческое тело. Певцы разрабатывают
голос, чтобы он был сильным и передавал тончайшие нюансы
душевных переживаний; пианисты, гитаристы, барабанщики
задействуют не только пальцы и руки, но и все тело. И мы, все
остальные люди, тоже постоянно используем свои тела — они
доносят до мира определенную информацию и раскрывают
многие секреты психических процессов, происходящих вну-
три нас. Знание своего тела и умение управлять им — основа
успеха любого человека. Порой простейшая настройка этого
инструмента позволяет получить поистине выдающийся
результат. В этой главе мы обсудим, как максимально исполь-
зовать потенциал своего тела и благодаря этому изменить
жизнь в лучшую сторону.
Разум и тело едины
С вами, наверное, такое тоже случалось: вы заболели, у вас
грипп, из носа течет, все тело ломит, и вы обещаете себе, что,
когда выздоровеете, будете благодарны судьбе за каждый
день свободы и радости жизни в здоровом теле. Сколько дней
обычно вы держите это обещание? Наверняка не слишком
много.
ГЛАВА 3.
КЛАВИША «ТЕЛО»
76
Телесное, физическое благополучие — один из тех пода
рков
природы, которые большинство из нас принимают как долж-
ное. Мы гуляем по улице, взбегаем вверх по лестнице, часами
ходим по магазинам, водим автомобиль — делаем все это, прак-
тически не задумываясь над тем, как функционирует наш орга-
низм. И обращаем на него внимание, только когда заболеваем.
Однако, судя по всему, через несколько десятилетий эта
ситуация изменится. Ученые уже доказали, что тело — самое
главное в человеческой жизни, что все с него начинается и им же
заканчивается. И они уже сейчас много говорят о так называ-
емом воплощенном познании — о познании человека как те-
лесного материального субъекта, то есть о том, что наш разум
неразрывно привязан к движениям тела и окружающей среде.
По сути, «мозг вообще не способен полноценно осмыс-
лить эмоцию, не воспроизведя или не смоделировав это чув-
ство физически»
1
. Когда мы читаем эмоционально окрашен-
ные слова — такие как «гнев», «блаженство», «отвращение»
и т. п. — и обдумываем их смысл, у нас работают те же самые
мышцы лица, которые активируются, когда мы переживаем
эти эмоции в действительности. Слова, ассоциируемые с от-
вращением, заставляют нас поджимать губы и морщить нос.
Такое впечатление, что цель этой реакции мышц — сделать
так, чтобы мы испытали эти эмоции.
Таким образом, тело — главный соавтор всего, что вы де-
лаете и говорите. Оно помогает вам понять свой мир, мыслен-
но проигрывая то, что вы видите и слышите. Раскрашивает
ваше восприятие окружающего яркими красками. Например,
если вы сидите на жестком неудобном стуле, с вами куда
труднее договориться, нежели бы вы с комфортом устроились
в уютной комнате, в атмосфере, пробуждающей исключитель-
но теплые чувства.
НАРАЩИВАЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
77
Попробуйте выполнить небольшое упражнение. Положите
обе руки на стол. Теперь одной рукой совершайте круговые
движения по поверхности стола, а другой стучите по нему.
Делайте это в течение нескольких минут. Наверняка вам будет
довольно трудно, особенно в самом начале. Намного проще
делать обеими руками одинаковые движения. Но благодаря
практике вы скоро добьетесь отличных результатов. Точно
так же мы со временем учимся одновременно вести автомо-
биль, следить за движением на дороге и слушать радио: мы
способны натренировать движения рук до такой степени,
когда их координация уже не вызывает трудностей.
Выполняя подобные упражнения, вы поначалу внима-
тельно следите за каждым движением. И без труда можете
описать их словами. Но когда они становятся автоматиче-
скими, тело просто делает их, и мы уже не осознаем отдель-
ные этапы. Со временем нам даже трудно четко объяснить,
что и как у нас получается. Наверняка ваши ноги вполне
успешно выполняют свои задачи при вождении автомобиля,
но если вас, сидящего за рулем, попросить назвать порядок
нажатия трех педалей, вы, вполне вероятно, не сможете сде-
лать этого сразу и без запинки! А весь секрет в том, что вы уже
совершили огромный скачок от медленного «я умею» (явное
знание) к быстрому «умение — это я» (неявное знание).
Совершите скачок от медленного «я умею»
(явное знание), к быстрому «умение — это я»
(неявное знание).
Многое наше тело «просто делает» — чисто автомати-
чески. Например, удобно развалившись в кресле и решая
судоку, вы, скорее всего, не осознаете, что тело в это время
ГЛАВА 3.
КЛАВИША «ТЕЛО»
78
усердно трудится. Но оно действительно трудится! Уста-
новите заранее видеокамеру — и посмотрите на это сво-
ими глазами. А еще можно попросить кого-то из близких
передразнивать вас в ходе этого процесса — вы наверняка
здорово повеселитесь.
Наши привычки — автоматические процессы — влияют
почти на 95 % наших мыслей, чувств и поведенческих пат-
тернов. И большинство из них включают четкий физический
компонент. Ваши привычки во время утреннего туалета.
Привычный маршрут на работу. То, как вы реагируете, ког-
да кто-то наступает вам на больную мозоль. Ваши покупа-
тельские привычки. Ваши рабочие процедуры. Паттерны
поз, мимики, жестов и даже дыхания. Ваше тело участвует
буквально во всем: и в том, что вы делаете сегодня, и в том,
что собираетесь сделать завтра.
Поскольку тело так много в вашей жизни «просто делает»,
чрезвычайно важно научиться чувствовать его и правиль-
но интерпретировать его активность, регулировать ее и ис-
пользовать с выгодой для себя. Надо сделать тело одним
из создателей своего ви
́дения — мечты, которую вы хотите
претворить в жизнь (→Ви ́дение).
Тело онлайн / офлайн
Мы не просто
имеем
тело, мы
сами
тело. Оно неотъемлемая
часть нашей личности, основа основ всех наших эмоций
и мыслей. Даже абстрактное мышление опирается на физи-
ческий, телесный опыт.
Отправляясь на прогулку, вы используете тело, чтобы на-
ходить нужный путь: оно говорит вам, где право, лево, верх,
НАРАЩИВАЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
79
низ. Наша память базируется на физическом опыте: лучше
всего человек запоминает события, во время которых он
испытал особенно сильные чувства. Когда вы рассказываете
кому-то о том, чем занимались в прошлом, например о дли-
тельных пробежках, то, вспоминая и описывая их, вы мыс-
лите категориями движений.
А  теперь представьте себе чашу с  апельсинами,
представьте, как вы берете из нее один фрукт. Если в этот
момент просканировать ваш мозг, в зоне, отвечающей за дви-
жение руки, будет наблюдаться активность — несмотря на то,
что на самом деле вы ею не двигали. Это значит, что ваше
тело участвует в ваших мыслях даже в состоянии «офлайн».
А когда рука действительно движется, тело начинает функ-
ционировать «онлайн».
Так что если вы хотите изменить свои привычки, убежде-
ния и поведение — а именно поэтому вы, по всей видимости,
и решили прочесть эту книгу, — научитесь наблюдать за сво-
им телом и за всеми его неявными знаниями.
Зачастую даже очень небольшой «отладки» достаточно,
чтобы получить несравненно лучшие результаты: просто нач-
ните смотреть людям в глаза, держать спину прямо, рассла-
блять мышцы лица. Многие весьма
эффек
тивные инструмен-
ты, о которых вам предстоит узнать — и значительная доля
исправленного, улучшенного образа мышления, на который
вам удастся перейти, — будут практически бесполезны, если
тело не станет центральным участником процесса.
Классический пример — дыхание. Представьте себе, на-
пример, руководителя, у которого в душе сидит очень стро-
гий внутренний судья (→Мысли), из-за чего он в трудных
ситуациях сразу начинает нервничать. Он изо всех сил ста-
рается перейти на более конструктивный тип мышления
ГЛАВА 3.
КЛАВИША «ТЕЛО»
80
и мысленно репетирует, как будет поступать, столкнувшись
с проблемой. И все вроде бы у него прекрасно получается.
Но если он — как большинство из нас — дышит неглубоко,
переход на новый тип мышления будет лишь частичным.
Его модели дыхания останутся невидимым, но постоянным
и мощным противником.
Ваша модель дыхания может стать невидимым
и постоянным противником.
Модели неглубокого дыха
ния очень сильно мешают кон-
центрировать внимание. Когда мы нервничаем, наше дыхание
в любом случае имеет тенденцию становиться более поверх-
ностным. А если дыхательные привычки оставляют желать
лучшего и без особых потрясений, дополнительные запасы,
из которых вы могли бы черпать силы, будут ограниченными.
Именно в тот момент, когда ваш мозг нуждается в большем
количестве кислорода, вы не сможете получить к нему доступ,
потому что пока не знаете, как это сделать.
Если вас часто мучает одышка и при дыхании ваши грудь
и плечи, что называется, ходят ходуном, то в нервном со-
стоянии собственное тело запросто вас подведет. А вот если
вы привыкли дышать глубоко и ровно, то в трудных, нерви-
рующих обстоятельствах вам будет на что опереться. Наши
легкие представляют собой огромные резервуары продуктив-
ности, сп
окойс
твия и уравновешенности, но их мощности
полезны лишь в том случае, если мы делаем глубокий вдох,
до нижней, подчревной области живота, и дышим медленно
и ровно.
Понаблюдайте за своим дыханием. Положите одну руку
себе на грудь, а другую на живот. Где движение заметнее?
НАРАЩИВАЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
81
И когда у вас лучше всего получается дышать так, чтобы
воздух доходил до нижней части брюшной полости? Что кон-
кретно вы для этого делаете? Что чувствуете внутри? Посмо-
трите в зеркало. Попросите посмотреть на вас другого чело-
века. Это может потребовать некоторой практики и помощи
посторонних, но  при  желании каждый может обучиться
правильной технике дыхания.
Нельзя просто
решить
стать счастливым
Мир счастливого человека очень сильно отличается от мира
человека несчастного. Счастливого посещают преимуще-
ственно веселые и оптимистичные мысли, у него прямая
осанка, улыбка на лице, его жизнь наполнена трудными,
но захватывающими физическими занятиями и приятными
впечатлениями. Мы говорим, что особенно приятные впе-
чатления «идут прямо к сердцу». А у несчастного человека
мысли в основном грустные, тело его сгорбленное, а лицо
неулыбчивое и даже мрачное, ведь жизнь его сера и безра-
достна.
Как же стать счастливым? Переключатель, способный из-
менить психическое состояние, — в движениях вашего тела.
Некоторые люди полагают, что можно приказать себе быть
счастливым. «Не унывай», — увещевают они себя. «Будь ра-
достным, будь позитивным!» Но это все иллюзия. Невозмож-
но просто
решить
быть счастливым и стать им. Однако впол-
не можно определить, какие виды деятельности делают вас
счастливыми, и постараться чаще заниматься именно ими.
Тело действует, и счастье растет. Как вы сейчас убедитесь,
человеку вполне под силу изменить свой эмоциональный
ГЛАВА 3.
КЛАВИША «ТЕЛО»
82
и мыслительный паттерн, совсем незначительно откоррек-
тировав свое тело. И наоборот!
Заметьте, какие виды деятельности
делают вас счастливыми, и постарайтесь
чаще ими заниматься.
Что вы чувствуете и делаете, открыв утром глаза и увидев,
что за окном сияет солнце? Быстро выпрыгиваете из постели,
предвкушая все те захватывающие события, которые готовит
грядущий день? А в другой день, проснувшись, вы обнару-
живаете, что находитесь в объятиях лени и, перевернувшись
на другой бок, решаете еще немного поспать.
Различные состояния влияют на ваше поведение, однако
их можно изменить. Любое физическое состояние — это
выбор. На протяжении обычного дня человек проходит че-
рез множество состояний. Например, привычный день мо-
жет включать в себя торговую презентацию, техническую
консультацию, собеседование при поступлении на новую
работу, разговор с другом и ряд всевозможных бытовых
дел. Находиться в разных состояниях полезно; это позволит
вам выбрать наиболее подходящее для выполнения каждой
отдельной задачи.
Познайте свое состояние, измените его
Состояние — это мгновенный снимок физических и психоло-
гических «обстоятельств» непосредственно перед совершени-
ем того или иного действия. Оно складывается из трех основ-
ных компонентов, которыми вы можете активно управлять.
НАРАЩИВАЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
83
Те л о :
ваши жесты, мимика, движения и осанка. Об-
ращайте внимание даже на едва заметные нюансы —
на конкретные паттерны распределения веса, на специ-
фические ощущения в скулах, на мельчайшие движения.
Фокус:
то, во что вы верите, что считаете истинным в дан-
ной ситуации, что замечаете и чему уделяете внимание.
Речь:
то, что вы говорите себе и другим людям, тембр
вашего голоса, интонация, скорость высказываний.
Опять же, будьте предельно внимательны к нюансам.
Не все люди мысленно слышат настоящий голос — вместо
этого у них создается впечатление, что они получили не-
кое сообщение. Подумайте, каким было это сообщение?
Чтобы лучше понять суть состояния, попробуйте сде-
лать следующее: пройдитесь по комнате, представляя, что вы
грустны и чем-то обеспокоены. Делайте это в течение минуты,
затем остановитесь. Затем еще минуту походите по комна-
те, воображая себя влюбленным. Уделите внимание сво-
им движениям и осанке, тому, на чем вы сфокусированы,
во что верите и что себе говорите. (Попробуйте выполнить
это упражнение вместе с другом или близким человеком.
Или попросите кого-нибудь понаблюдать за вами.)
А  теперь опишите, чем  отличались ваши состояния.
Как все было, когда вы грустили и волновались? Как вело
себя ваше тело? На чем вы фокусировались и что считали
истинным? И что говорили (вслух или про себя)?
А как все было, когда вы представляли себе, что влюбле-
ны? Что было характерно для вашего тела? Каковы были ваши
убеждения и фокус в этом случае? И что же вы говорили себе?
Ну вот вы  и  поэкспериментировали с  той малостью,
которая нужна для  перемены своего состояния. Совсем
незначительная корректировка — то, как вы держите голову
ГЛАВА 3.
КЛАВИША «ТЕЛО»
84
при ходьбе, на чем сфокусированы, тон вашего внутреннего
голоса, — приводит к совершенно иному результату. Согла-
ситесь, это наводит на размышления и, что еще важнее, не-
вероятно раскрепощает. Становится понятно, что состояние
входит в ваш круг влияния, то есть в число вещей, на которые
вы можете воздействовать (→Мысли), в итоге изменив свои
основополагающие чувства (→Эмоции).
Как добиться оптимального состояния
Три основных аспекта состояния — тело, фокус и речь —
можно визуально представить в виде пирамиды. Как видно
из следующего рисунка, эти три компонента совместно опре-
деляют наше состояние.
Надо отметить, что данная «Пирамида состояния» не ста-
тична и не универсальна: она не только уникальна для каж-
дого человека, но и меняется от ситуации к ситуации. Доско-
нально поняв эту модель, вы научитесь управлять своими
состояниями и получать доступ к тем из них, что наиболее
оптимальны.
Рассмотрим это на примере музыканта. Известно, что, если
его мучает страх возможной неудачи перед аудиторией, ка-
чество исполнения снижается примерно на 20–30 %. По сути,
некоторых музыкантов эта ситуация парализует настоль-
ко, что они вообще не способны играть на публике. Вовсе
не потому, что они некомпетентны, а потому, что не умеют
конструктивно управлять своим состоянием.
Таким образом, для любого музыканта будет очень пра-
вильной инвестицией, если он целенаправленно потратит
время и силы на то, чтобы научиться распознавать, в каком
НАРАЩИВАЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
85
Те л о
Физиология
и движения
Фокус
Внимание и убеждения
Состояние
Речь
Внутренний
и внешний
диалог
состоянии он чувствует себя сильным, опытным и умелым
(его «Пирамида успеха»), а в каком его терзают негативные
чувства (его «Пирамида неудачи»). Цель этих инвестиций
ясна и понятна: научиться при необходимости активировать
«Пирамиду успеха».
Скажем, оптимальная «Пирамида успеха» музыканта-ис-
полнителя может выглядеть примерно так:
Те л о
Спина прямая
Вес распределен
равномерно
Динамичные
наклоны вперед
Глубокое,
ровное дыхание
Поза открытая,
плечи назад
Фокус
Душевное спокойствие
Полное единение с музыкой
Невозможное возможно
Пирамида
успеха
Речь
«Да!»
«Ну что, поехали!»
«Я король мира!»
«Вот как должна
звучать настоящая
музыка!»
«У меня всегда все
под контролем»
ГЛАВА 3.
КЛАВИША «ТЕЛО»
86
А менее результативное состояние примерно так:
Те л о
Тело напряжено
Неподвижность
Сильное
сердцебиение
Дыхание
неглубокое,
прерывистое
Фокус
Это экзамен! Сейчас или никогда!
Сфокусированность на внутреннем диалоге
Рассеян,
эффекта присутс
твия нет
Пирамида
неудачи
Речь
«Ну что, кажется,
пора начинать!»
«Соберись!»
«Я не должен
нервничать»
«Сейчас
что-нибудь точно
случится!»
Если вернуться к восьми клавишам вашего «внутреннего
фортепиано», то в данном случае все они в работе, причем
весьма активной. Три стороны пирамиды представлены кла-
вишами «Тело», «Мысли» и комбинацией клавиш «Восприя-
тие» и «Ценности». Ваше состояние мощно проявляется в кон-
кретных «Эмоциях». Четко определившись со своими про-
шлыми «Успехами» — успешными состояниями, — вы име-
ете возможность, преследуя ту или иную важную «Цель»,
получать к ним доступ. А чтобы соединить текущий опыт
с ситуациями, событиями, задачами и проблемами, которые
ждут вас впереди, вы активно используете свое «Ви
́дение».
Все это делает «Пирамиду успеха» чрезвычайно мощным
и полезным инструментом. Используя его в полную силу,
вы попеременно нажимаете на все клавиши, создавая уни-
кальный
эффект синер
гии. Порядок нажатия определяете
НАРАЩИВАЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
87
вы и только вы. Начните с одной клавиши, поиграйте на ней
некоторое время. А когда почувствуете, что исчерпали ее
потенциал, перейдите к следующей. Продолжайте играть —
и посмотрите, куда вас это приведет!
Действуйте! Используйте свое тело!
Внимательно посмотрите на эти две совершенно разные пи-
рамиды, описывающие состояния одного и того же челове-
ка. Очевидно, что вы также можете воспользоваться этим
форматом , чтобы обдумывать свои оптимальные состояния
в разных ситуациях. Что характерно для вас в той или иной
ситуации? Как функционирует ваше тело? Что вы себе гово-
рите? Что приобретает первостепенное значение, поскольку
находится в фокусе вашего внимания? Важно понять и при-
знать, что в вашем теле есть клавиша, позволяющая при же-
лании поменять текущее состояние.
Однажды вечером вы, чувствуя себя усталым, поду-
мываете о том, чтобы сесть и посмотреть телевизор.
А вместо этого отправляетесь на прогулку и замечаете,
что это весьма позитивно сказывается на ваших эмо-
циях, мыслях и общем состоянии.
Забуксовав при выполнении какого-то сложного пору-
чения, вы решаете заняться каким-то другим, активным
делом — сложить постиранное белье, убрать рабочий
стол, — и делаете это! А потом возвращаетесь к зада-
нию с новыми силами.
Вы  чувствуете себя одиноким и  несчастным, одна-
ко не намерены пускать эту ситуацию на самотек и сами
звоните человеку, который много для вас значит.
ГЛАВА 3.
КЛАВИША «ТЕЛО»
88
Иными словами: действуйте. Используйте тело на полную
катушку. Займитесь чем-нибудь другим! В этих рекомен-
дациях две ключевые фразы: во-первых, «действуйте» —
предполагает активное действие; во-вторых, «что-нибудь
другое» — означает, что тут все зависит только от вашей фан-
тазии. Например, в супермаркете не отправляйтесь сразу же
к тому ряду, где расположены нужные вам товары, а выберите
другой маршрут. Или вместо того, чтобы делать покупки
на голодный желудок, идите в магазин сытым. Действуйте!
Попробуйте выполнить привычное дело чуть-чуть по-друго-
му. Почувствуйте, что в результате все больше берете власть
над собственной жизнью в свои руки, и оцените эту пози-
тивную эмоцию.
Итак, если ваш сегодняшний образ действий дает нужный
результат, продолжайте в том же духе. Если же нет, измените
стратегию.
Помните также, что  тело  — отличный инструмент
для вхождения в  контакт с  успешным прошлым опытом
(→Успехи). Благодаря своему телу вы можете оживить такой
опыт в памяти и вновь испытать все сопровождавшие его
позитивные эмоции. Действуйте и двигайтесь так, словно
вы спокойны, сильны, веселы и т. п., — все зависит от вашей
конкретной цели, — и станете сп
окойным, сильным, весе-
лым. Чем больше вы практикуете и развиваете этот навык,
тем сильнее он становится.
Входной билет для новорожденного
Почему мы начинаем зевать, когда рядом кто-то зевает? По-
чему у пожилых супружеских пар одинаковое выражение
НАРАЩИВАЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
89
лица? Каким образом младенцы умудряются начинать учить-
ся с момента появления на свет? Как получается, что иногда
мы буквально читаем мысли другого человека? На все эти
вопросы один ответ: благодаря
зеркальным нейронам
2
.
Мы на интуитивном уровне понимаем, что можем от-
ражаться в других людях. Это, по сути, входной билет но-
ворожденного в наш мир. Если показать младенцу язык,
он вежливо и с радостью ответит вам тем же
3
. А еще ребе-
нок с рождения умеет «читать» намерения своей мамы: он
может определить, что она собирается делать, следя за ее
движениями и за тем, на чем задерживается ее взгляд. Если
малыш видит, что мама чему-то улыбается, значит, это будет
что-то  приятное; если она смотрит на  чашку, он быстро
усваивает, что сейчас ему дадут попить.
Люди знали об этом на протяжении многих тысячелетий,
но только в 1996 году группа исследователей во главе с нейро-
физиологом Джакомо Риззолатти дала этому явлению науч-
ное объяснение. Ученые обнаружили, что каждый раз, когда
подопытная обезьяна тянулась за фруктом, в конкретной зоне
лобных долей ее мозга активировалась определенная группа
нервных клеток. Эти нейроны никак не реагировали, когда
животное просто смотрело на лакомство, — они возбужда-
лись, только если обезьяна тянулась к фрукту, даже если она
делала это в кромешной темноте. Намерение проявлялось
в активности мозга.
Но и это еще не все. Нервные клетки реагировали даже
в том случае, если за лакомством тянулась
другая
обезья-
на.В итоге ученые пришли к выводу, что в головном мозге
есть нейроны, которые работают словно зеркало — они
отражают окружающую среду и повторяют то, что делают
другие.
ГЛАВА 3.
КЛАВИША «ТЕЛО»
90
Улыбается мама, улыбается и младенец, а если нам мимо-
ходом улыбнулся какой-то совершенно незнакомый человек,
мы, как правило, вежливо улыбаемся ему в ответ. Но есть
люди с  плохо развитыми зеркальными нейронами. Они
не принимают многих сигналов, благодаря которым наша
повседневная жизнь течет относительно гладко, и не спо-
собны интуитивно предсказывать, что произойдет дальше.
И когда эта особенность психики человека особенно заметна,
как, например, у аутистов, его социальное развитие, по сути,
прекращается.
Нервные клетки реагировали и в том случае,
если за лакомством тянулась другая обезьяна.
С тех пор как обезьяны раскрыли нам секрет зеркальных
нейронов, ученые обнаружили их и в других участках мозга.
Получается, большинство людей тесно связаны друг с другом,
и возникает ряд любопытных вопросов о границах нашей
самости и индивидуальности. Кроме того, раз наше сквер-
ное расположение духа без малейшего труда переносится
на окружающих, а позитивная ремарка с такой же легкостью
способна поднять настроение измученных стрессом коллег,
встают вопросы и по поводу меры нашей ответственности
за душевное состояние друг друга (→Эмоции).
Зеркальные нейроны отражают среду — в том числе окру-
жающих нас людей, — и включают ее в наше поведение. Два
мозга, которые хотят соединиться друг с другом, не заду-
мываясь над этим, настраиваются на одну и ту же частоту.
Кто передо мной стоит? Какие мнения и эмоции транслирует
этот человек — и в каком темпе, как спросил бы музыкант?
Мы ищем длину волны с наилучшим звучанием точно так же,
НАРАЩИВАЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
91
как подбираем радиоволну с помощью тюнера. Единственная
разница в том, что мы, люди, не имеем четко заданной часто-
ты передачи; наша частота меняется в зависимости от того,
с кем мы взаимодействуем.
Два мозга, желая соединиться друг с другом,
настраиваются на одну и ту же частоту.
Мы способны сами создавать хорошие взаимоотношения
и гармонию и делаем это с помощью
резонансной системы
мозга (→Эмоции). Это, кстати, один из способов, которыми
музыкант добивается единения со своей аудиторией: чем тес-
нее его связь с музыкой, которую он играет, тем эффективнее
и полнее он доносит ее смысл до слушателей.
При игре на клавише «Тело» зеркальные нейроны имеют
решающее значение. Поняв и признав этот факт, вы, скорее
всего, решите проводить больше времени с людьми, которые
выделяются умением делать то, в чем хотелось бы преуспеть
вам
самим. И будете совершенно правы. Даже просто наблю-
дая за этими людьми, вы тренируете свой мозг и настраиваете
его на бо
́льшую результативность при выполнении соот-
ветствующих операций. Следовательно, это очень неплохая
идея — подобрать ролевую модель, образец для подражания,
и, набравшись смелости, попросить у этого человека разре-
шения учиться у него на практике.
Чему нас учит простая зефирина
В начале 1960-х годов психолог Уолтер Мишел провел гени-
альный эксперимент с детьми — со временем его назвали
ГЛАВА 3.
КЛАВИША «ТЕЛО»
92
экспериментом с зефиром
4
. Ученый положил перед каждым
ребенком по зефирине и сказал: «Это лакомство для тебя.
Но если ты сможешь сдержаться и не съесть зефир до тех пор,
пока я не вернусь обратно в комнату, то получишь еще одну
зефирину».
Треть детей съели лакомство сразу; вторая треть прождала
все двадцать минут и получила вторую зефирку; остальные
честно сделали попытку, но в какой-то момент, поддавшись
искушению, все же сдались.
На  момент эксперимента испытуемым было по  четы-
ре года. Четырнадцать лет спустя, когда подросшие ребята
оканчивали среднюю школу, Мишел связался с ними и узнал
об их достижениях.
Дети, которые съели зефир сразу, отличались более
низкой самооценкой и имели больше проблем с друзь-
ями и близкими.
Дети, дождавшиеся второй зефирки, оказались более
социально адаптированными и уверенными в себе,
к тому же окончили школу с лу
чшими отметками.
Иными словами, наблюдалась четкая корреляция меж-
ду «контролем над побуждениями» или «отложенным воз-
награждением», которые продемонстрировали малыши,
и их последующим интеллектуальным и социальным раз-
витием.
И ваше тело играет в этом решающую роль: способны ли
вы укротить, отвлечь его? Под силу ли вам переубедить его
благодаря хорошо обоснованным решениям? Ученые опре-
делили, что сам
оконтроль
«вызревает» в лобных долях мозга.
Самоконтроль  — это способность челов
ека отказываться
от немедленного вознаграждения в пользу другого, отсрочен-
ного, но более значимого. Это требует умения хранить вер-
экспериментом с зефиром
4
. Ученый положил перед каждым
ребенком по зефирине и сказал: «Это лакомство для тебя.
Но если ты сможешь сдержаться и не съесть зефир до тех пор,
пока я не вернусь обратно в комнату, то получишь еще одну
зефирину».
Треть детей съели лакомство сразу; вторая треть прождала
все двадцать минут и получила вторую зефирку; остальные
честно сделали попытку, но в какой-то момент, поддавшись
искушению, все же сдались.
На  момент эксперимента испытуемым было по  четы-
ре года. Четырнадцать лет спустя, когда подросшие ребята
оканчивали среднюю школу, Мишел связался с ними и узнал
об их достижениях.
Дети, которые съели зефир сразу, отличались более
низкой самооценкой и имели больше проблем с друзь-
ями и близкими.
Дети, дождавшиеся второй зефирки, оказались более
социально адаптированными и уверенными в себе,
к тому же окончили школу с лу
чшими отметками.
Иными словами, наблюдалась четкая корреляция меж-
ду «контролем над побуждениями» или «отложенным воз-
награждением», которые продемонстрировали малыши,
и их последующим интеллектуальным и социальным раз-
витием.
И ваше тело играет в этом решающую роль: способны ли
вы укротить, отвлечь его? Под силу ли вам переубедить его
благодаря хорошо обоснованным решениям? Ученые опре-
делили, что сам
оконтроль
«вызревает» в лобных долях мозга.
Самоконтроль  — это способность челов
ека отказываться
от немедленного вознаграждения в пользу другого, отсрочен-
ного, но более значимого. Это требует умения хранить вер-
НАРАЩИВАЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
93
ность определенной ценности в момент, когда нас искушают
одной или несколькими другими (→Ценности). Что прекрасно
известно любому сладкоежке, которому приходилось го-
ворить «спасибо, нет», когда ему во время диеты предлага-
ли любимые сладости. Большинство из нас отлично знает,
что нашему телу зачастую хочется чего-то такого, что никак
не назовешь результатом тщательно продуманного решения.
Если медленная и быстрая системы мозга работают сооб-
ща, мы способны проявить характер и совершить волевой
акт (→Ви
́дение)
5
. Волевой акт базируется на сам
оконтро-
ле; на четком понимании конечной цели; на конкретных
предположениях о том, как ее достичь; на твердом решении
осуществить все это в реальности и, наконец, на умении не-
уклонно держаться принятого решения.
Очень многие цели зависят от способности тела к волевым
актам. Например:
— хочу похудеть;
— хочу бросить курить;
— хочу пробежать марафон;
хочу предоставить другим ораторам больше времени
для выступлений на наших собраниях;
— хочу оказаться в центре внимания;
— хочу быть спокойным и меньше нервничать;
— хочу научиться лучше организовывать свое время;
— хочу улучшить взаимоотношения с окружающими.
Наше тело участвует практически во всем, что мы делаем.
Вот почему так важно досконально его изучить. Что оно го-
ворит? Как оно себя чувствует? Как оно выглядит?
Если вы хотите расширить знания о своем теле, советуем
начать с повышения уровня психической вовлеченности.
Это психологическое состояние, которое характеризуется
ГЛАВА 3.
КЛАВИША «ТЕЛО»
94
спокойным восприятием и осознанием функций своего тела,
своих мыслей и эмоций. Это способность видеть вещи точ-
но такими, каковы они есть в каждый отдельный момент
времени. Ваш разум не занят мыслями или эмоциями, он
просто спокойно наблюдает за тем, как они приходят и ухо-
дят. Например, вы не позволяете возмущению охватить вас,
вы просто даете ему испариться
6
.
Психическая вовлеченность — состояние спокойного
восприятия и осознания функций своего тела,
своих мыслей и эмоций.
В состоянии психической вовлеченности человек воспри-
нимает происходящее в чистом виде и относится к текущему
опыту «с любознательностью, открытостью и готовностью
его принять»
7
. Это чрезвычайно мощное состояние, которое
очень сильно приближает нас к жизненному успеху.
Стресс — плохой и хороший
Стресс подготавливает нас к прогрессу. Стресс — необходи-
мое условие для любого научения.
Скорее всего, вам приходится слышать о стрессе совсем
другое. В средствах массовой информации, например, слово
«стресс», как правило, ассоциируется с пессимизмом, де-
прессией, борьбой за выживание и пребыванием в зоне по-
вышенного риска.
Однако у него есть и хорошая сторона. Стресс представ-
ляет собой специальный
адаптивный механизм,
который
приспосабливает наше поведение к вызовам окружающей
НАРАЩИВАЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
95
среды. Адаптивное поведение опирается на две стратегии:
основную и вторичную.
Основная стратегия
используется мозгом, когда реше-
ние имеется в наличии.
Вторичная стратегия
используется, когда для приня-
тия решения еще многое предстоит узнать и многому
научиться.
Оказавшись в любой новой ситуации, человек испытыва-
ет стресс. Как мы подробнее расскажем, обсуждая клавишу
«Эмоции», новые и необычные переживания и впечатле-
ния имеют обыкновение активировать сигнализацию мозга,
то есть мозжечковую миндалину.
Если мы располагаем знаниями, необходимыми для реше-
ния той или иной проблемы, либо можем адаптировать свои
знания и в результате избежать испуга, в действие вступает
основная стратегия — она приводит к решению проблемы.
В  это  же время позитивные эмоции сигнализируют нам,
что мы находимся на правильном пути, и процесс решения
данной проблемы ассоциируется у нас с радостью и другими
приятными чувствами.
Если мы не приходим к решению сразу, это должно слу-
жить для нас сигналом, что надо быть осторожным, обду-
мать ситуацию еще раз, усп
окои
ться, сходить на прогул-
ку, взглянуть на все под другим углом и, возможно, прежде
чем сделать еще один подход к решению проблемы, собрать
побольше информации.
Некоторые люди, столкнувшись с  новыми задачами
и трудностями, быстро сдаются, другие проявляют упорство,
третьим становится любопытно. Знание своих эмоций —
непременное условие, которое необходимо для адаптивного
обучения. Без эмоций невозможно адаптивное поведение;
ГЛАВА 3.
КЛАВИША «ТЕЛО»
96
без адаптивного поведения невозможно научиться чему-то
новому.
При этом следует помнить, что стресс способен лишать вас
контроля над ситуацией и вызывать негативные эмоции. Это
отрицательный, плохой стресс. Как формулирует известный
психолог Михай Чиксентмихайи, если проблемы и трудности,
с которыми сталкивается человек, превышают его способно-
сти, ему грозит опасность негативного стресса.
Иначе говоря, негативный стресс не болезнь, а скорее сиг-
нал, что надо расслабиться и усп
окои
ться. Первые звоночки
негативного стресса — проблемы со сном, указывающие
на то, что важный генератор энергии дает сбой. В процессе
глубокого сна наша память укрепляет
ся, поэтому забыв-
чивость считается одним из основных симптомов стресса.
В конце концов цепь рвется в самом слабом звене, и человек
заболевает.
Плохой стресс представляет собой физическую реак-
цию на трудности, которые возникают по внутренней либо
внешней причине. Мы можем испытать стресс данного типа
из-за своих мыслей; из-за того, что долго бесп
окоимся или
грустим. Из-за того, что слишком много работаем, или из-за
того, что явно не успеваем сделать все, что запланировано.
Некоторые люди подвержены стрессу больше других, и все
мы испытываем это неприятное чувство по-разному и в раз-
ные моменты жизни.
Например, кого-то просят приглядеть за чужими деть-
ми — и это для них стресс, а кто-то получает удовольствие от
этого процесса — все зависит от нашего восприятия и фрей-
минга (→Восприятие).
Если негативный стресс — следствие перенапряжения
и сигнал, что вам давно пора сбросить обороты, то позитив-
НАРАЩИВАЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
97
ный стресс — это энергия, без которой невозможно самораз-
витие и обучение.
Главное здесь — внимательно следить за аварийной сиг-
нализацией вторичной стратегии. Если же вы не научились
применять основную и вторичную стратегии, то, скорее все-
го, испытаете экстремальный стресс, в результате чего ваша
способность к обучению резко снизится, а гиппокамп, от ко-
торого в огромной мере зависит память, сократится.
Позитивный же стресс, напротив, способствует возник-
новению в мозгу химических процессов, стимулирующих
появление новых нервных клеток и увеличение их числа
в зонах, ответственных за обучение
8
. Одновременно легкий
стресс увеличивает количество нейрогормонов, повышая
тем самым пластичность мозга и его способность к реорга-
низации
9
. Позитивный стресс способствует появлению новых
нервных клеток.
Далее, если хронический стресс притупляет память,
то острый стресс улучшает ее
10
. Например, вы лучше запом-
ните то, что узнали за последнее время, если отправитесь
сразу после работы на пробежку, а не уляжетесь на диван.
Это объясняется тем, что повышенная активность мозга
стимулирует процесс кодирования памяти.
Следует также помнить, что стресс вызывается не столько
тем, что мы слишком много работаем, сколько неопределен-
ностью, к которой это приводит. Тревога о том, на что у нас
может не хватить времени, считается хорошо известным
сигналом неопределенности, а большое количество новых
факторов и  начинаний серьезно ослабляет способность
к адаптации. Факторы стресса — это условия, на которые
нет непосредственной или автоматической адаптивной ре-
акции
11
. Кроме того, для негативной стрессовой ситуации
ГЛАВА 3.
КЛАВИША «ТЕЛО»
98
характерно наличие слишком большого числа ничем не огра-
ниченных целей, неопределенных идей и недостаточные
возможности либо неполная общая картина для того, чтобы
отсортировать эти замыслы, понять, как подойти к их осу-
ществлению.
Таким образом, чтобы избежать плохого стресса, нуж-
но первым делом укрепить в себе ощущение уверенности
и определенности. Это потребует некоторых знаний, навыков
(важную роль здесь играет креативность) и, не в последнюю
очередь, времени.
Игра на клавише «Тело»
Если говорить о познании собственного тела и умении управ-
лять им, то здесь мы можем научиться у музыкантов очень
многому. По сути, тело — первый инструмент любого музы-
канта; навыки самовыражения тела четко отражают эмоцио-
нальную чувствительность исполнителя к  музыкальным
составляющим.
Музыкантам, как и любым артистам, хорошо знакомо
ощущение так называемого мандража, страха перед выхо-
дом на сцену. Начинающий исполнитель может истолковать
его примерно так: «Нет, это не для меня», «Ничего у меня
не выйдет», «Я для этого не гожусь», «Лучше бы я отказался».
Поступая так, он элемент за элементом — тело, речь, фокус —
возводит «Пирамиду неудачи», и его все больше охватывает
нервозность.
А опытный виртуоз в этот момент скажет себе: «Эй-эй,
погоди-ка, ведь без мандража в данной ситуации никуда».
Позитивный стресс помогает нам хорошо делать свое дело,
НАРАЩИВАЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
99
он высвобождает совершенно необходимый в этот момент
адреналин.
Одним из главных аспектов выдающегося исполнения
является также психическая вовлеченность. Музыканты ча-
сто говорят, что, когда они играют, их внимание полностью
сосредоточено на пальцах. Для любого музыканта чрезвы-
чайно важно уметь отвлечься от мыслей о механических
или технических аспектах игры и войти в состояние потока,
в котором он сливается со своим инструментом и с музыкой.
Этот уникальный
эффект присутс
твия никогда не остается
незамеченным слушателями и вдохновляет их.
Музыканты развивают и наращивают исполнительское
мастерство, постоянно работая над своим телом и тренируя
его навыки самовыражения. Ученые подсчитали: на то, чтобы
добиться заметных успехов в том или ином деле, человеку
требуется около 10  000 часов практики
12
. И это отлично из-
вестно любому настоящему скрипачу, пианисту, гитаристу.
Все они буквально интегрировали музыку в каждую мышцу
своего тела. Они не просто играют на музыкальном инстру-
менте, они
сами
музыка.
Музыкальный образ мышления предполагает знание
того, что весь прошлый опыт и практика хранятся
в вашем теле.
Таким образом, для перехода на музыкальный тип мыш-
ления нужно знать и помнить, что весь ваш опыт хранит-
ся в вашем теле. Через свое тело, через «Пирамиду успеха»
(→Успехи), вы можете получить доступ к прошлым успе-
хам и повторно активировать этот ресурс. Каким бы делом
вы ни занимались, если вам удалось достичь в нем реальных
ГЛАВА 3.
КЛАВИША «ТЕЛО»
высот, пикового уровня мастерства, значит, вы пришли к со-
стоянию потока.
Научившись следить за сигналами своего тела и анализи-
ровать последствия даже мельчайших изменений (→Цели),
вы сможете наладить с телом такой тесный контакт, что оно
станет вашим главным советчиком, вы будете охотно к нему
прислушиваться и выполнять все его рекомендации. Оно даст
вам знать, когда вы на верном пути, а когда сбились с курса.
Оно обеспечит вас своего рода обратной связью, и, отпра-
вляясь в путешествие ради измения своїй жизни к лучшему, её надо учитывать непременно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий