суббота, 7 марта 2015 г.

Юнг пришел к заключению, что психэ обладает четырьмя функциями: мышление, чувство, ощущение, интуиция. Это не «вещи» в том смысле, в каком ими являются архетипы – скорее, модели поведения, способы восприятия окружающего мира, а также сферы бессознательного. По Юнгу, у каждого из нас есть доминирующая функция: «высшая» функция, которая присуща нашему типу изначально, а также «низшая» функция – в наибольшей степени неосознанная и неконтролируемая. Кроме того, существует «вспомогательная» функция – менее развитая, но способная помогать доминирующей. Четвертая функция полностью неосознанна до тех пор, пока некий глубокий опыт ее не пробудит. Однако подобный опыт – редкое явление, так что по большей части мы так и не осознаем эту функцию. Это не значит, что четвертая функция не действует, но она действует полностью против нашей воли или независимо от нее. Юнг говорит, что каждый из нас обладает всеми четырьмя функциями, но в разной степени, и нас можно классифицировать в соответствии с сильными и слабыми сторонами этих четырех типов.
Эти четыре функции образуют пары – рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (ощущение и интуиция) Мышление и чувство рациональны, поскольку имеют дело с формированием оценочных суждений, тогда как ощущение и интуиция имеют дело с чистым восприятием. Мыслительный тип судит об окружающем мире в категориях истинного и ложного, чувствующий тип – в категориях приятного и неприятного. Ощущающий тип реагирует на окружающий мир напрямую, интуитивный постигает внутренний мир в абстрактных категориях (или гештальт-категориях). Функции сформированы по парам таким образом, что если одна из них доминирующая, то вторая будет низшей, т.е. если чувство является высшей функцией, то мышление будет низшей, а ощущение либо интуиция – вспомогательной...
Таким образом, мы можем рассматривать низшую функцию как низшую часть индивидуальности, или как связующее звено между индивидуальностью и бессознательным. В той мере, в какой одна из четырех функций относится к сфере бессознательного, она автоматически управляет личностью. Кому не случалось видеть человека с превосходным самообладанием, одержимого внезапной вспышкой гнева, или же хладнокровного расчетливого ученого, плачущего над сентиментальным стишком? Тот, у кого та или иная функция низшая и неосознанная, сильнее всего ей поддается. Таким образом, человек тяготеет к отношениям «любовь-ненависть» с теми, чьей высшей функцией является его низшая. Он может любить их или ненавидеть, но не может их игнорировать, поскольку они ему «присущи»: его индивидуальность воспринимает их как часть собственной целостности, и ей нужно восполнить свою недостачу – для поддержания хрупкого типологического баланса. Здесь можно отметить, что пока эта функция проецируется на других, человек никогда не получит возможности развить ее в самом себе. На это большинство из нас и тратят свои жизни, используя других людей как зеркала, – сами при этом оставаясь неотзывчивыми, обделенными и одинокими. Но искать себя в других для них по-прежнему предпочтительнее. Это можно наблюдать и в случаях повторных браков, когда одна и та же история воспроизводится вновь и вновь. Оккультист может объяснить подобные вещи влиянием кармического предначертания, а также заранее объявить нам, что мы будем жить с кем-то, кого на самом деле не любим, но кто представляет собой определенный аспект нашей кармы. Как бы то ни было, мы действительно можем оставаться рядом с мужем или женой, хотя и несчастны с ними – поскольку они являют собой важную часть нашего бессознательного. Узы бессознательного будут связывать нас до тех пор, пока мы не интегрируем те качества, которые проецируем на нашего партнера. При этом он может и в самом деле проявлять те качества, которые мы на него проецируем.
Альта Ла Дейдж "Оккультная психология"

Комментариев нет:

Отправить комментарий